+7 (8652) 35-22-92, доб. 2161
Пн-Пт: 9:00-18:00, Перерыв: 13:00-14:00Главная>Отрасли экономического развития Ставропольского края>Туризм и курорты>Виды туризма>Паломнический туризм>Паломнический туризм
Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.
Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
- желание исцелиться от душевных и физических недугов;
- помолиться за родных и близких;
- обрести благодать;
- выполнить богоугодную работу;
- отмолить грехи;
- выразить благодарность за блага посланные свыше;
- проявить преданность вере;
- стремление к подвижничеству во имя веры;
- обрести смысл жизни.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.
Термин "паломничество", как полагают филологи, происходит от слова "пальма" - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника "Вход Господень в Иерусалим". Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование "Вербное воскресенье". Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или "дорожники", от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или "итенирарии", были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий "Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины", написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн. человек.
В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:
1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная.
На Ставрополье много святых мест, привлекающих туристов-паломников с разных уголков Земли. Здесь пролегает своеобразная граница, разделяющая христианство и ислам, причем эти, а также другие, менее представленные, религии мирно сосуществуют вместе многие сотни лет. Около 20 соборов и храмов Благочиния Ставропольской епархии являются памятниками культуры и архитектуры. «Храмовое ожерелье» Ставрополья насчитывает сотни сохранившихся восстановленных ныне церквей.
В Успенской церкви города Ставрополя хранится чудотворная икона Иверской Божьей матери, написанная монахами города Афон в Греции. На Кавказских Минеральных Водах можно совершить путешествие по Святым местам, связанным с жизнью и деятельностью известного старца и чудотворца Феодосия Кавказского. В ходе этого паломничества посещаются поселок Красный узел, церковь Архистратига Михаила, часовня на сельском кладбище, где был похоронен Иерусалимский батюшка. В городе Минеральные Воды можно побывать в церкви Покрова Божьей Матери, где находятся мощи святого Феодосия Кавказского, здесь представится возможность увидеть вновь обретенную икону Тихвинской Божьей Матери.
Большим событием в жизни православных верующих Кавказских Минеральных Вод стало возрождение Второ-Афонского Свято-Успенского мужского монастыря на юго-западном склоне горы Бештау, который был основан 100 лет назад, разрушен в 30-е гг. XX века и в 2001 г. вновь стал действующим.
С каждым годом все большей популярностью пользуется Свято-Георгиевский женский монастырь, расположенный вблизи трассы Минеральные Воды - Кисловодск.
В городе Буденновске паломниками посещаются места, связанные с именем православного Святого Михаила Тверского, жившего в золотоордынские времена и погибшего в ставке Золотой Орды - Маджарах.
Большое число храмов и соборов сосредоточено в Буденовском, Труновском, Георгиевском и Красногвардейском муниципальных районах, городах Пятигорск, Железноводск, Ставрополь.
14 декабря 2012 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Пятигорске чин великого освящения и Божественную литургию в соборе во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели. Среди святынь Спасского кафедрального собора можно выделить Частицу Креста Господня.